Семинар-практикум для педагогов ДОУ
по теме: «Приобщение детей к национальным и культурным традициям Дагестана»
Подготовила: воспитатель
Сулейманова Н.Г
Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.
Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов; пополнять копилку народных игр, загадок, дидактических игр для воспитанников, воспитывать патриотические чувства, позитивные отношения к народному творчеству.
Форма проведения: семинар – практикум.
Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, анализ результатов.
Ход семинара – практикума:
Теоретическая часть. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Как вы заметили, в настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур. Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без этнокультурного воспитания. В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» Моя педагогическая технология направлена на ознакомление детей с основами этнической культуры. Неоценимую роль здесь выполняет игра. Придуманные мною игры направлены на приобщение детей к истокам родной культуры, а сказки воспитывают в детях уважение к культуре разных народов, желание быть добрыми, милосердными, уважение к старшему поколению.
Мир не стоит на месте. Этнопедагогика шагает в ногу со временем. На данную проблему хочется взглянуть новым взглядом, опираясь на прошлое наших предков. Сегодня, как вы заметили, расширяются горизонты профессиональных возможностей человека: индустрия промышленности шагнула далеко вперед. Но заметьте, этнокомпонент не стал утраченным и примитивным, а скажу вам, уважаемые коллеги, наоборот: он стал более актуальным и востребованным на рынке труда! И потому у меня возникла идея создания игры «Дизайнеры одежды», в которую так любят играть мои дети. А возникающие ситуации в моей каждодневной работе побуждают меня придумывать сказки, воспитывающие детей в социально-нравственном направлении. Так, например, ссора из-за игрушки, появление нового ребенка в группе, особенно, если этот ребенок с ограниченными возможностями здоровья, бережное отношение к предметам старины, памяти предков, истории своей культуры, уважения друг к другу. Такая педагогическая сказка, придуманная совместно с детьми и даже с родителями, позволяет ребенку оказаться на месте героя и способствует решению той или иной сложной педагогической ситуации.
Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня я хочу продемонстрировать, как через авторскую сказку и игры, придуманные мною, мы с детьми решаем проблемную ситуацию. Т.е. вы увидите переплетение сказки с игрой, своего рода этнофреш. А для этого я попрошу выйти 5-ых желающих для участия (участники выходят в середину зала).Давайте поприветствуем друг друга Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время окунуться в мир детства и сегодня мы с вами, как ребята из детсада, отправимся в путешествие по сказке: Волшебный кувшин. Вы готовы? Подойдите ко мне поближе .Слушаем внимательно
(Театрализация сказки)
Жил-был в далеком высокогорном ауле маленький мальчик Магомед. Очень любознательный рос, добрый, любил свой край родной: каждую тропинку, каждое ущелье и родник, уважал и почитал старших. И потому его прозвали Этношкой.
Рассказал как-то Этношке дедушка Мирза одну удивительную историю о волшебном кувшине, который приносит только добро и радость. Послушал Этношка рассказ деда и сказал:
- Дедушка Мирза, я очень хочу взглянуть на этот кувшин.
- Это нелегко, - ответил дед. Он хранится в одном из музеев Дагестана.
Задумался Этношка и решил отправиться на его поиски. Ребята, поможем Этношке отыскать волшебный кувшин? (Да)Тогда нам пора в путь. Шел Этношка с друзьями мимо городов и аулов напевая веселую песенку, и встретилась ему девочка Асият. Асият любит ткать ковры. И в подарок бабушке Патимат она хочет соткать ковер необычайной красоты, да вот только узор к нему никак не подберет. Этношка решил помочь Асият. Поможем, ребята, собрать узор на ковре? Тогда предлагаю поиграть «Собери узор на ковре».Перед вами основа ковра и детали, можете приступить к игре.
- ИГРА «СОБЕРИ УЗОР НА КОВРЕ»
Воспитатель; И нашим членам жюри тоже предлагаю собрать свой ковер.
Молодцы ребята какой красивый ковер вы соткали покажите. И уважаемые члены жюри тоже отлично поиграли.
- Я слышала о твоей доброте, Этношка. Чем я могу тебя отблагодарить?
- Я ищу волшебный кувшин, который хранится в одном из музеев Дагестана.
- Тебе может помочь моя бабушка Патимат, которая живет в Махачкале и работает в одном из музеев.
Поблагодарил Этношка Асият и поспешил с друзьями в город Махачкала. Он оказался в оживленном городе с широкими улицами и большими перекрестками. Ребята, давайте познакомим Этношку с городом. Вас ждет замечательная игра «Путешествие по городу». Перед вами карта города, кубик и фишка. Бросаем кубик и передвигаемся фишкой по кружочкам.
мы с вами возле главной площади города имени
ленина, Это русский драматический театр
(разъясняю куда мы попали на карте)
- ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ»
Воспитатель: Ребята, путешествуя по городу, Этношка оказался недалеко от Музея Дагестанский аул. Как здесь загадочно и красиво. Маленького любопытного мальчика заинтересовали неподвижные люди в красивых национальных нарядах. Это костюмы разных народов. Ребята, поможем
Этношке подобрать национальный наряд народов Дагестана с помощью этого магического куба? Что ж, предлагаю вам игру « Собери национальный наряд» Перед вами куб который можно вращать .Вам необходимо правильно собрать нац. наряд
- ИГРА «СОБЕРИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРЯД»
- А у меня гости в музее? Ассалам аллейкум, внучата. Вай-вай, какие красивые наряды вы собрали. Баркалла! Говорила мне моя внученька Асият, что добрый мальчик с друзьями ищет заветный волшебный кувшин. Он действительно волшебный. Сейчас бабушка Патимат покажет вам его. Но для этого вы закройте глаза а я произнесу волшебные слова: Ты кувшин волшебный мой ,появись передомной. (Бабушка Патимат достает кувшин и перевоплощается в воспитателя). Ребята откройте глаза. Вот этот кувшин ! Обрадовался Этношка и сказал: Я так долго его искал! Запомните, ребята, он полон света и добра, а каждый человек подобен кувшину: чем его наполнишь, тем он и станет! Ты Этношка молодец, а нашей сказке конец.
Ребята вам понравилось путешествие с Этношкой?
А что вам больше всего запомнилось?
Чему нас научила эта сказка?
Молодцы ребята.
Спасибо, коллеги, за участие. Вы молодцы. Надеюсь, мой опыт работы стал для кого -то полезен! Прошу вас присесть на свои места.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Данная технология решает образовательные и воспитательные аспекты развития ребенка:
- приобщение детей к культуре своего народа;
- развитие национального самосознания;
- воспитание толерантного отношения к представителям разных этнических групп;
Конечный продукт данной технологии – это становление ребенка как ценностного носителя и хранителя культуры родного края!
Воспитатель-это творец детских душ! Посадишь семя с любовью, взойдет благодатное дерево.
На деревце том созревают плоды,
Плоды, что полны той любви,
Любви к своей Родине, к истории предков,
Что в сердце должны пронести!
Итог. Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться… Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было… Я оцениваю семинар …